Инвестиционно правовые нормы

Понятие и источники инвестиционного права

Инвестиционно правовые нормы

Инвестиционная деятельность как способ управления капиталами имеет в своей основе договорные отношения между инвестором и теми, кто является реципиентом инвестируемых средств. Как и любые отношения, построенные на основе взаимного договора, инвестиционные контракты регулируются определенным сводом законов и нормативных положений, имеющих национальный и международный статус.

Эти законодательные и правовые нормы имеют своей целью обеспечение как защиты прав инвестора, так и установление обязанностей того, кто использует привлеченный капитал для развития своего бизнеса.

В этой статье будет дан краткий анализ основных источников инвестиционного права, его принципов и целей работы, а также наиболее часто используемых в деловой практике форм.

Задачи и принципы инвестиционного права

Основными задачами инвестиционного права являются: установление определенных норм и отношений между всеми участниками договора по использованию привлеченных средств, которые основаны на принципах:

  • Возвратности и/или окупаемости
  • Установление справедливого вознаграждения инвестора
  • Защиту прав собственности инвестора, установление порядка изменения ее правового статуса, условия гарантий
  • Полноценного доступа инвестора к необходимой информации, касающейся инвестиционного проекта
  • Порядка разрешения коммерческих споров и их арбитража

Эти фундаментальные принципы, выраженные в конкретных законах и/или договорных отношениях, имеют своей целью минимизировать риски инвестирования, которые могут иметь формы:

  • Риски переквалификации инвестиционного договора в иные виды правовых отношений в одностороннем порядке. Например, переквалификация инвестиционного договора — в договор услуги или банковского кредитования
  • Риски отсутствия полномочий у контрагента на заключение инвестиционного контракта.
  • Риски неисполнения договора, заключенного в устной форме или в виде электронного сообщения (оферта)
  • Риски неисполнения обязательств при изменении валюты инвестиционного договора или условий ее конвертации
  • Риски неопределенности применения национального права

Все вышеперечисленные условия и риски являются определяющими при выборе инвестором проекта вложения своих активов и формирования общего инвестиционного климата.

В практике бизнеса принято руководствоваться системой международного и национального инвестиционного права, которое основано на следующих основных нормативных документах:

  1. Источники международного инвестиционного права
  • международные соглашения ГАТТ/ВТО (Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам — ТРИМ)
  • Соглашение по торговым правам интеллектуальной собственности (ТРИПС)
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и созданная Мировым банком международная система защиты инвестиций
  • Вашингтонскую конвенцию 1965 г. Международная конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства.
  • Сеульскую конвенцию 1985 г. Международная конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Эти фундаментальные правовые основы, разработанные на международном уровне и при участии многих ведущих стран мира, в первую очередь, призваны унифицировать практику право применения и/или регулирования договорных отношений между реципиентом и инвестором в части условий заключения:

  • Договора концессии
  • Инвестиционные соглашения о разделе продукции
  • Соглашения с резидентами особых экономических зон или территорий, имеющих статус порто-франко
  • Договоры, применяемые при осуществлении финансовых инвестиций на биржевых торговых площадках (статус резидента, допуск к определенным классам ценных бумаг)
  • Регулирование деятельности транснациональных финансовых корпораций и фондов
  • Налоговые юрисдикции и определение статуса налогоплательщика, (например, межгосударственные договоры для предотвращения двойного налогообложения)
  1. Российское национальное инвестиционное право

Правовую основу инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации составляют:

  • Конституция РФ, Гражданский и Налоговый Кодексы РФ
  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности на территории РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», действующий в части, не противоречащей законодательству РФ

Конституция Российской Федерации, выступая Основным законом страны, создает правовые гарантии инвестиционной деятельности в России. Причем, в ст. 15 (часть 4) Конституции прямо указывается на то, что международные законы, договоры и ратифицированные международные конвенции являются приоритетными и составляют неотъемлемую часть российского национального законодательства.

Кроме перечисленных основополагающих законов и нормативных актов, существует большое количество регламентирующих документов, касающихся инвестиционной деятельности в различных сферах промышленности и отраслях экономики.

Например:

  • Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ»
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности»
  • № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», от 19 июля 1998 г. № «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»

Из представленного краткого перечня только основных правовых документов, касающихся инвестирования, становится понятным, насколько серьезно относятся власти любого государства и все мировое сообщество к созданию благоприятных условий ведения инвестиционного бизнеса. Интересным и показательным в этом отношении может служить пример создания в Российской Федерации Особых Экономических зон или СЭЗ.

Для привлечения иностранных инвесторов были разработаны специальные условия, которые предполагали:

  1. Предоставление резиденту (инвестору) особого налогового и таможенного статуса (например, перевалка грузов по схеме упрощенного ре — экспорта без уплаты таможенных пошлин)
  2. Предоставление на правах долгосрочной аренды земельных участков с готовой инфраструктурой
  3. Подготовка и государственная экспертиза инвестиционного проекта совместно с резидентом
  4. Обеспечение инвестора пакетом разрешительных и лицензионных документов. В том числе с вариантами предоставления офиса под ключ и предоставление возможностей для привлечения как местного персонала, так и ресурсов инвестора

В обмен на предоставление инвестиционной площадки резидент обязуется производить, согласно подписанному Типовому соглашению, оговоренное количество продукции, предоставление услуг в объеме, указанном в инвестиционном меморандуме или договоре.

Однако здесь следует отметить, что в российской практике сложилась несколько противоречивая тенденция при работе с иностранными инвесторами.

Она выражалась в том, что подписанное Типовое соглашение, основанное на нормах международного права, обязывало рассматривать арбитражные споры только в национальной судебной юрисдикции, что лишало права выбора инвестора для защиты своих интересов в общепризнанных международных третейских судах.

Заключение

В этой статье были раскрыты основные источники инвестиционного права, условия их возникновения и принципы использования их на практике. При всем разнообразии и разветвленности правовых положений и инструментов неоспоримым является тот единственный факт, что основным источником инвестиционного права являются договорные отношения между двумя сторонами — инвестором и его контрагентом.

Время не стоит на месте, и с развитием новых технологий и принципов ведения дел эти правовые положения обязательно изменят свою форму. В этой связи имеется надежда, что скоро они будут более простыми и эффективными, — где бы инвестор ни осуществлял свою деятельность.

Источник: http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/93-istochniki-investitsionnogo-prava.html

Юридическое бюро Юрьева — Система публично-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Инвестиционно правовые нормы

В правовой доктрине авторы избегают вопроса о системе правового регулирования инвестиционной деятельности. Как правило, они ограничиваются констатацией фактов без последующего анализа и выводов.

Например, «инвестиционное законодательство включает положения и гражданско-правового, и административно-правового характера, и отдельные вопросы налогообложения»1 или «правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется различными отраслями публичного и частного права.

Эта сфера регламентирована гражданским, административным, финансовым, валютным, налоговым законодательством»2.

Почти каждому правопорядку присуще деление на публичное и частное право. Критериями такого деления, как уже указывалось выше, являются предмет и метод правового регулирования. Конституционное право является объективно основополагающей отраслью.

Над ним надстраиваются три материальных отрасли: административное, гражданское и уголовное право, а от них, соответственно, процессуальные – административно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное3. Это основные отрасли права.

Помимо названных, в системе норм права выделяют также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, финансовое право, налоговое право и др. Разграничение публичного и частного права главным образом осуществляется по отраслям права (конституционное, административное, финансовое, налоговое, валютное право и др.

– сфера публичного права; гражданское, семейное, коммерческое (торговое), международное частное право и др. – система частного права)4. Система норм права является инструментом, при помощи которого и в сочетании с другими инструментами социального регулирования осуществляется регулирование многообразных общественных отношений5.

Нормы права (как частного, так и публичного), образующие систему правового регулирования, создаются государством и обеспечиваются в своей реализации средствами государственного воздействия.

В этом смысле правовое регулирование общественных отношений, в том числе и инвестиционных, осуществляется государством и является государственным. А в правовом государстве регулирование всегда предполагает исключительно правовое воздействие, т.е. государственное регулирование всегда должно быть правовым.

Когда мы говорим о предмете и методе отрасли права, мы отождествляем его с предметом и методом правового регулирования конкретной отрасли права.

Закономерно предположить, что поскольку предмет и метод правового регулирования отличны применительно к отдельным отраслям системы права, постольку и само правовое регулирование отрасли имеет собственные черты и особенности6.

Под правовым регулированием в широком смысле принято понимать комплекс государственных мер по приведению различных отношений в определенный порядок. В этом смысле государственное регулирование и правовое регулирование – тождественные понятия. Можно выделить два вида мер, составляющих этот комплекс7:

  1. организационные, заключающиеся в учреждении специальных органов, в наделении их соответствующими полномочиями по осуществлению управленческих функций в сфере конкретных правоотношений, либо в наделении такими функциями уже существующих государственных органов власти.

  2. правовые, суть которых состоит в разработке и принятии нормативных актов, призванных урегулировать определенные общественные отношения.

В рамках регулирования инвестиционных отношений представляется возможным выделить также экономические меры, такие как налоговые, таможенные льготы и иные меры экономического воздействия на субъектов инвестиционной деятельности8.

В теории права правовое регулирование понимают как механизм действия права, который связан с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, с осуществлением правовых норм через правоотношения9. В настоящей работе речь идет о государственном правовом регулировании, т.е. о совокупности обязательных правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах, с помощью которых государство регулирует инвестиционные отношения.

Предмет регулирования норм об инвестициях

Предметом регулирования инвестиционного права как комплексной отрасли права являются как частноправовые, так и публично-правовые отношения. Более узким является деление по отраслевой принадлежности правоотношений, также как и правовых норм, на гражданско-правовые, конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые нормы и т.д.

В основе деления – принадлежность норм, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения, к той или иной самостоятельной отрасли права. Инвестиционные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании норм различной отраслевой принадлежности.

В основе системы публично-правового регулирования инвестиционных отношений, как и любых иных правовых отношений, лежит конституционно-правовое регулирование, определяющее основополагающие принципы, на которых строятся правовые отношения в Российской Федерации, полномочия соответствующих государственных органов, разделение предметов ведения между публично-правовыми образованиями различного уровня. Систему публично-правового регулирования составляют также нормы административного права в случае проведения экспертиз инвестиционных проектов, необходимости принятия решений публичным субъектом о предоставлении объектов недвижимости, осуществления контроля за исполнением инвестиционного договора и др.; нормы финансового права – в случае предоставления бюджетных инвестиций, в той части, в которой бюджетное законодательство определяет полномочия соответствующих органов по распоряжению средствами бюджета в инвестиционных целях. Нормы налогового, таможенного законодательства, устанавливающие определенные льготы для субъектов инвестиционной деятельности, представляют собой экономическое воздействие государства на инвестиционные отношения, а не правовое, вследствие чего в данной работе не рассматриваются.

Формы регулирования инвестиций

Статья 11 Закона об осуществлении инвестиционной деятельности устанавливает, что органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют две формы государственного регулирования: создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие государства в этой деятельности. Комплекс экономических и правовых мер по созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 11 Закона об инвестиционной деятельности можно рассматривать как комплекс государственных мер по урегулированию инвестиционных отношений, т.е. как форму государственного регулирования, чего нельзя сказать о прямом участии государства в инвестиционной деятельности. Указанный закон включает в понятие прямого участия государства в инвестиционной деятельности его участие как в преддоговорных отношениях (проведение экспертизы инвестиционных проектов), так и в договорных (например, предоставление концессий российским и иностранным инвесторам). Государство в этом случае становится участником самих инвестиционных отношений, урегулированных им же – государством. Но прямое участие государства в инвестиционных отношениях не может рассматриваться как форма государственного регулирования.

Для выбора адекватных средств правового регулирования возникающих в процессе осуществления инвестиционной деятельности общественных отношений необходимо выделить признаки, по которым данные отношения обособляются друг от друга, подпадая под действие названных отраслей права10.

Реализация исполнительной власти в ходе инвестиционного процесса, не связанная непосредственно с финансовым обеспечением государства и муниципальных образований, регулируется административным правом.

Наиболее широко административно-правовое регулирование имеет место на этапе преддоговорных инвестиционных отношений, а также в случае, когда стороной инвестиционных отношений становится публичный субъект.

На договорном этапе преобладает гражданско-правовое регулирование, но публичный субъект приобретает право контроля за надлежащим исполнением условий инвестиционного договора. Если же речь идет о публичном интересе и деятельности государства и муниципальных образований в области финансов, применяется финансово-правовое регулирование. Т.е.

финансово-правовое регулирование имеет место во всех случаях предоставления бюджетных средств для целей осуществления инвестиционной деятельности. В работе рассматриваются отраслевые проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности, в связи с чем конституционно-правовое регулирование не является предметом настоящего исследования.

Таким образом, систему публично-правового регулирования инвестиционных отношений составляют финансово-правовое и административно-правовое регулирование.

Источник: http://juryev.ru/korporativnoe-pravo/170-normy-ob-investitiah

Федеральные законы об инвестициях

Инвестиционно правовые нормы

Инвестирование считается сложным и многогранным явлением в экономике рыночного типа. Здесь взаимодействует огромное количество участников, среди которых можно выделить частные лица (резиденты, нерезиденты), предприятия, организации и государство.

В инвестиционной деятельности каждый участник преследует определённые цели, однако главной целью инвестирования считается приумножения капитала, выраженного в денежной форме.

В процессе инвестирования часто возникают определённые противоречия, особенно в том случае, когда инвесторы не могут сойтись на одном варианте в решении тех или иных вопросов. Именно по этой причине бизнес-деятельность нуждается в тщательно разработанной законодательной базе, которая позволила бы осуществлять менеджмент инвестиционных процессах в рамках правового поля.

Законодательство

В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.

Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования.

К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран.

Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.

Инвестиционная деятельность

В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.

Главными задачами создания такого закона стали:

  • определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;

  • способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.

Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.

Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности[…]» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.

Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.

Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.

Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

Иностранные инвесторы

Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об иностранных инвестициях» действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.

Закон выполняет следующие функции:

  1. способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
  2. способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
  3. предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
  4. способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.

Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.

Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.

Третья статья посвящена нюансам регулирования на территории России деятельности иностранных инвесторов.

В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.

Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.

Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:

  • национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
  • негативные изменения в конъюнктуре рынка;
  • спорных ситуаций.

Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.

Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом.

В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации.

В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.

В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.

В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.

Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.

Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.

Социальное инвестирование

111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования.

Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств.

Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.

Фонды

156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» призван регулировать экономические отношения, возникшие в сфере привлечения денег или других активов с помощью размещения акций и подписания договоров управления ними с целью их дальнейшего вложения в иные экономические объекты.

Подавая информацию об инвестиционных фондах, федеральный закон формирует понятие инвестиционного фонда. Согласно закону это комплекс имущества, принадлежащий акционерному обществу или юридическим (физическим) лицам. Управление имуществом фонда осуществляется в интересах инвесторов от лица управителя.

Закон «Об инвестиционных фондах» не регулирует отношения в сфере управления компаниями, не имеющих признаков инвестиционного фонда.

Закон состоит из четырнадцати глав, призванных регламентировать те или иные операции в сфере управления инвестиционными фондами.

Вторая глава ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит в себе статьи, регулирующие деятельность акционерного инвестиционного фонда и его руководства.

В третьей главе подана информация об особенностях деятельности, оценки имущества, заключения договоров и управления паевыми инвестиционными фондами.

В четвёртой главе закона содержаться статьи, регламентирующие операции с инвестиционными паями. В пятой главе подана информация об условиях окончания деятельности паевых инвестиционных фондов.

Шестая глава закона содержит основные требования к активам инвестиционных фондов. В следующей главе подана информация об особенностях оценки чистой стоимости активов фондов.

Восьмая глава регламентирует деятельность управляющих компаний. Следующая глава закона определяет проведение контроля над операциями с имуществом паевых и акционерных фондов.

Глава десятая закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, определяет особенности формирование реестра лиц, владеющих инвестиционными паями. Следующая глава закона определяет особенности проведения аудита результатов деятельности акционерных фондов и управляющих компаний.

Двенадцатая глава подаёт информацию о публикации информации о деятельности инвестиционных фондов. Следующая глава определяет полномочия, которыми наделён Банк России и организации, характеризующиеся самоуправлением. Последняя глава определяет положения, представляющие заключительную часть закона.

Читайте далее

Какие страны обеспечивают приток инвестиций и как он происходит.

Определение международной инвестиционной деятельности.

Основная суть и цели социально-ответственного инвестирования.

Какими бывают виды накоплений и в чем заключается разница между ними.

Источник: https://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/fz-ob-investicionnoj-deyatelnosti.html

Хранитель порядка
Добавить комментарий