Наказание связанные с ограничением или лишением свободы

Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы

Наказание связанные с ограничением или лишением свободы

Ограничение свободы

Этот новый в системе наказаний вид уголовного наказания заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора 18 лет, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК).

Ограничение свободы — основной вид наказания и может назначаться только самостоятельно, а также в порядке замены обязательных или исправительных работ, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст.

64) и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Карательные элементы ограничения свободы состоят из:

  • помещения осужденных в специальные учреждения (колонии — поселения), хотя и без изоляции от общества;
  • в осуществлении за ними постоянного надзора и значительном числе иных правоограничений.

Закон устанавливает категории лиц, к которым может быть применено ограничение свободы, и аналогичный иным наказаниям перечень лиц, которым это наказание не может быть назначено (ч. 2,5 ст. 53 УК). При злостном уклонении от отбывания ограничения свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенный приговором суда.

Арест

Согласно закону этот новый вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества (ст. 54 УК). Арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. Это установление закона подтверждается тем, что:

  • во-первых, осужденный к данному виду наказания подлежит по приговору суда строгой изоляции, т. е. должен помещаться в специальное учреждение, где находится под постоянным надзором в условиях жесткого режима, не имея права покидать это учреждение до окончания срока наказания;
  • во-вторых, закон устанавливает предельные сроки ареста — от одного до 6 месяцев.

Следовательно, изоляция от общества является кратковременной. Необходимо напомнить, что Федеральным законом «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 г.

установлено, что положения УК о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Арест относится к числу основных видов наказания.

Он назначается только самостоятельно и не может присоединяться к другим наказаниям. Если арест назначается вместо исправительных работ, он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Ограничительные условия применения ареста как вида уголовного наказания: он не назначается лицам, которые к моменту вынесения приговора не достигли 16 лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет (ч. 2 ст. 54 УК). Закон также устанавливает, что военнослужащие отбывают арест на гауптвахте (ч. 3 ст. 54).

Местами отбывания ареста согласно уголовно-исполнительному законодательству являются арестные дома. Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции отдельно от иных категорий лиц, находящихся под стражей.

На осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих наказания на общем режиме в тюрьме.

в дисциплинарной воинской части

Этот вид уголовного наказания назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Отсюда следует что данное наказание не может применяться к лицам офицерского состава. в дисциплинарной воинской части является только основным видом наказания.

Законом устанавливаются сроки содержания в дисциплинарной воинской части от 3 месяцев до 2 лет в случаях, предусмотренных в соответствующих статьях УК за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность военнослужащего свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше 2 лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части в течение того же срока.

Это наказание может быть применено к военнослужащему, виновному в совершении и не воинского, а иного преступления.

Возможность такого решения допустима при соблюдении следующих условий: когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части; срок лишения свободы, подлежащий подобной замене не превышает 2 лет. Исполнение этого наказания возложено на Министерство обороны Российской Федерации.

Лишение свободы на определенный срок

Лишение свободы — основной и наиболее строгий вид наказания в предусмотренной УК РФ системе наказаний.

Оно применяется в отношении лиц, совершивших преступления, представляющих повышенную опасность, допустивших рецидив, если для исправления этих лиц и предупреждения новых преступлений с их стороны необходима изоляция их от общества и применение к ним мер исправительного и профилактического воздействия. Эта мера наказания может быть назначена судом только в случаях, когда она прямо предусмотрена санкциями статей Особенной части УК, по которым квалифицируется данное деяние. Лишение свободы на определенный срок — наиболее распространенный вид из наказаний, предусмотренных УК РФ. Практически этот вид наказания назначается судами более чем 1/3 всех осужденных. м карательного компонента этого уголовного наказания является:

  1. принудительная изоляция осужденного путем помещения его в предназначенное для этого учреждение со специальным режимом на определенный срок;
  2. возложение на него ряда правоограничений, которые существенно изменяют его правовой статус;
  3. использование в целях исправления особого исправительно-трудового воздействия.

Осуждение к лишению свободы на определенный срок сопряжено прежде всего с лишением осужденного свободы передвижения, а также с ограничениями в использовании своего досуга и реализации права на труд. Лишение свободы является наиболее суровым видом наказания, т. к. его применение влечет физическую и частично духовную изоляцию лица от общества, от привычных условий жизни.

Указание срока, на который осужденный помещается в учреждение, исполняющее наказание, является обязательным признаком лишения свободы. Лишение свободы может назначаться на срок от 6 месяцев до 20 лет (ст. 56 УК).

Но закон предусматривает в некоторых случаях возможность назначать лишение свободы на срок менее 6 месяцев (когда имеет место замена исправительных работ или ограничения свободы лицу, злостно уклонявшемуся от отбывания названных наказаний) и на срок более 20 лет (в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров). Несовершеннолетним осужденным лишение свободы назначается на срок не свыше 10 лет. Срок лишения свободы исчисляется годами и месяцами (ст. 72 УК). Закон допускает зачет в срок лишения свободы времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства и до вступления приговора в законную силу.

Принято выделять виды лишения свободы в зависимости от того, где оно отбывается:

  • в колонии-поселении;
  • в исправительных колониях общего, строгого или особого режимов;
  • в тюрьмах.

Осужденные к лишению свободы, которые не достигли к моменту вынесения приговора совершеннолетия, отбывают наказание в воспитательных колониях общего или усиленного режима. в тюрьме может быть назначено лишь на часть срока при осуждении за особо тяжкое преступление на срок свыше 5 лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений.

Смертная казнь и пожизненное лишение свободы

Смертная казнь — самое суровое наказание в уголовном праве. Закон называет смертную казнь исключительной мерой наказания. Она предусмотрена за узкий круг наиболее тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека: это — убийство (ч. 2 ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.

277), лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); геноцид (ст. 357 УК). Смертная казнь не назначается: женщинам; лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Во всех случаях смертная казнь не является абсолютно определенной мерой наказания. Эта мера всегда дается в альтернативе с лишением свободы на определенный срок и с пожизненным лишением свободы. Последнее не применяется в тех же случаях, что и смертная казнь.

Осужденные к пожизненному заключению лица отбывают наказание в исправительных колониях особого режима отдельно от других категорий заключенных.

Лицо, отбывающее указанную меру наказания, может быть условно-досрочно освобождено по отбытии фактически не менее 25 лет, если будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании наказания (п. 5 ст. 79 УК).

Понятие, система и виды наказаний

Источник: http://ugolovnyj-zakon.ru/pravo/15-sistema-i-vidy-nakazanij/7-nakazanija-svjazannye-s-ogranicheniem-ili-lisheniem-svobody.html

Ограничение свободы как вид уголовного наказания

Наказание связанные с ограничением или лишением свободы

Как наверняка многим известно, в России действует множество видов уголовных наказаний, на сегодняшний день вместе со смертной казнью их насчитывается 13. Некоторые из них пришли в уголовное право ещё с давних времён, а другие появились совсем недавно.

 Так, относительно недавно, в 2010 году, в действие вступила обновлённая мера в виде ограничения свободы осуждённого лица. В иерархическое лестнице строгости этот вид наказания находится ровно посередине – это пункт «з» ст. 44 УК РФ.

 В настоящей статье и пойдёт речь об особенностях ограничения свободы, о том, кому и за какие деяния оно может назначаться, а также какие предусмотрены максимальные сроки данных ограничений.

Особенность наказания в виде ограничения свободы — отсутствие физической изоляции от общества.

Понятие

Ограничение свободы – это введение условий и запретов по отношению к осуждённому, при этом не сопровождаемое физической изоляцией от общества. Как уже было упомянуто выше, это наказание в той интерпретации, в которой оно находится сейчас, начало действовать в 2010 году.

Оно введено Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы».

До 2010 года его смысл носил совершенно другой характер и заключался в содержании осуждённого лица в специализированном учреждении под контролем уполномоченных органов, но без изоляции от общества.

Статья и срок

В Уголовном кодексе РФ под рассматриваемую тему выделена статья 53, положения которой заключаются в следующем:

Ограничение свободы заключается в установлении судом осуждённому следующих ограничений:

  • не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток;
  • не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
  • не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
  • не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
  • не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом суд возлагает на осуждённого обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырёх раз в месяц для регистрации.

Установление судом осуждённому ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Согласно ст. 60 УИК РФ надзорным органом выступает уголовно-исполнительная инспекция. В ходе осуществления контроля соблюдения всех предписаний и условий, инспекция вправе прибегать к специализированному оборудованию, перечень которого установлен в Постановлении Правительства № 198, а именно:

  1. Электронный отслеживающий браслет – предназначен для ношения в срок более 3-х месяцев, с предустановленным контролем по несанкционированному снятию и/или вскрытию его корпуса. 
  2. Стационарное контрольное устройство – устанавливается в непосредственной близости (10 – 20 метров) от установленного местонахождения осуждённого, для передачи идентификационных данных и подтверждающих местоположение сигналов с электронного браслета.
  3. Мобильное контрольное устройство – мобильный аналог стационарного варианта, работающий по технологии системы ГЛОНАСС и стандарта GPS.
  4. Ретранслятор – позволяет увеличивать зону покрытия приёма сигналов с браслета.
  5. Трекер – аналог электронного браслета, предназначенный не для длительного ношения (до 3-х месяцев) для дистанционной идентификации осуждённого.

В число их полномочий также входит и возможность без предупреждения нагрянуть с проверкой по месту жительства осуждённого, правда, только не в ночное время суток.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Если с основным всё понятно, ограничения начинают действовать с момента вступления приговора в силу, то с дополнительным видом у многих возникают сложности.

Итак, к примеру, приговор: «ФИО 1 признать виновным по ч. 1 ст.105 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком 15 лет с ограничением свободы в 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима».

В данном случае дополнительная мера для ФИО 1 начнёт действовать с момента освобождения от основного наказания, и неважно, прошло ли 15 лет, или ФИО 1 вышел по УДО, если судом не будет вынесено решение об освобождении от отбывания дополнительного наказания.

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осуждённому ограничения.

Соответственно, выбор суда будет зависеть от контекста ходатайства надзорного органа, связано ли оно с подтверждением факта соблюдения требований, раскаяния и осознания вины или, наоборот, о нарушении или недобросовестном исполнении предписаний.

Надзор за осуждённым, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Как уже было анонсировано выше, надзорным органом выступает уголовно-исполнительная инспекция.

В случае злостного уклонения осуждённого от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчёта один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

В число данных нарушений входят следующие обстоятельства:

  • в течение года после получения от суда предостережения об абсолютной недопустимости нарушений установленных предписаний осуждённое лицо намеренно или ненамеренно нарушило их;
  • отказ от применения к нему специализированного оборудования, описанного в части 1 и предусмотренного Постановлением Правительства № 198;
  • несанкционированный выезд из предписанной территории и отсутствие более 30 дней;
  • осуждённый не явился в уголовно-исполнительную инспекцию в срок, установленный предписанием согласно ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

Данное нарушение относится к лицам, которым ограничение свободы было назначено в качестве дополнительного наказания или в качестве замены лишения свободы.

А время уклонения не учитывается в общий срок.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Данный список является исчерпывающим.

Практика

Положения статьи 53 УК РФ следует рассмотреть на примере:

Гражданин Иванов совершил преступление по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за что был приговорён к 3 годам содержания под стражей и 1 году ограничения свободы.

 По истечении 3-х лет, Иванов, полностью отбыв свой срок, вышел на волю и, согласно установленным нормам, по предписанию суда в течение 5 дней обратился в уголовно-исполнительную инспекцию для получения разъяснения об исполнении наказания.

 По истечении 2-х месяцев и 3-х дней Иванов допустил грубое нарушение и самовольно покинул пределы города, не отметившись и не оповестив инспекцию в течение 25 дней.

По данному нарушению судом было вынесено предписание о последнем шансе, и в случае повторного нарушения оставшийся срок Иванов будет отбывать снова в «местах не столь отдалённых», а дабы предотвратить такую возможность, было принято решение об использовании электронного отслеживающего браслета.

 За несколько дней до середины отбываемого срока (5 месяцев и 26 дней), Иванов снимает браслет, о чём, конечно же, становится известно надзорным органам. Судом был вынесен приговор о замене неотбытой части наказания на лишение свободы, с перерасчётом неотбытых дней согласно ч. 5 ст. 53 УК РФ.

Формула выглядит следующим образом: 365 дней – ((5 месяцев + 26 дней) — 25 дней уклонения)): 2 = 107 дней лишения свободы.

Заключение

Несмотря на всю, на первый взгляд, мягкость рассматриваемого вида, на практике срок отбытия этого наказания нельзя назвать лёгкой прогулкой для преступника, особенно для тех, кто получил следящее устройство, так как каждый его шаг будет известен правоохранительным органам.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/vidy/nakazanie-v-vide-ogranicheniya-svobody.html

Ограничение свободы как вид наказания

Наказание связанные с ограничением или лишением свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:

    • не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;
    • не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
    • не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
    • не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
    • не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Наказание в виде ограничения свободы является основным и по закону может быть назначено:

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 59 | «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»

Карательные элементы ограничения свободы:

    • существенное ограничение личной свободы осуж­денного;
    • установле­ние надзора за осужденным.

Ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной частиУК РФ.

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается:

    • военнослужащим;
    • иностранным гражданам;
    • лицам без гражданства;
    • лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ogranichenie-svobodi-kak-vid-nakazaniya

Виды наказаний, связанных с ограничением свободы в российском законодательстве (стр. 1 из 6)

Наказание связанные с ограничением или лишением свободы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Уголовное право»

по теме: «Виды наказаний, связанных с ограничением свободы в российском законодательстве»

Оглавление

Введение

1. Правовое регулирование наказаний, связанных с ограничением свободы: сущность и характер

2. Виды наказаний, связанных с ограничением свободы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Определяющей закономерностью развития правовой системы России является превращение права из инструмента политической власти в самостоятельный регулятивно-охранительный фактор.

Правовая реформа, проводимая в настоящее время в России, сопровождается крупномасштабным обновлением и совершенствованием законодательства, становлением многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих принципам демократического государства, международным стандартам защиты прав и свобод личности.

Не являются исключением из общей тенденции развития российского законодательства и меры, направленные на постепенное сужение сферы уголовной репрессии и широкое применение наказаний, не связанных с элементом изоляции осужденных от общества, в том числе такого наказания, как ограничение свободы. Особое значение в современных условиях приобретает проблема обеспечения гарантированных государством прав и законных интересов осужденных, совершенствования мер их социально-правовой защиты в условиях отбывания наказания.

Другой тенденцией развития российской уголовной политики является отказ от доминирующего в обществе мнения о возможности снижения преступности путем ужесточения наказания и, соответственно, выбор курса на усиление и развитие правовых норм, способствующих большей индивидуализации и дифференциации уголовной ответственности и наказания. Ограничение свободы, как вид уголовного наказания, отвечает социальным и политико-правовым потребностям современного российского общества, позволяя решать задачи правосудия в контексте идеи его гуманизации. В науке уголовного права активно разрабатывается концепция широкого применения мер наказаний, не связанных с элементами изоляции осужденных, а также сокращения преступлений, в санкциях которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы (А.С. Михлин, А.В. Наумов, В.Н. Петрашев, В.Н. Похмелкин, Ф.Р. Сундуров) [1]. Однако все предложения в этом направлении можно свести к тезису об отсутствии в действующей системе наказаний мер, способных достичь цели исправления осужденных без элементов изоляции, но под надзором компетентных правоохранительных органов. Современное состояние разработанности уголовных наказаний, образующих альтернативу лишению свободы, прежде всего института ограничения свободы, не позволяют признать проблему решенной. Сложившееся на основе ранее действовавшего законодательства определение наказания, основывающегося на ограничении свободы, было связано с институтами условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду. Модернизация уголовного закона к потребовала новых подходов к освоению проблемы.

В настоящей работе будет рассмотрены современные подходы к наказаниям, связанным с ограничением свободы, широта их применения и основания для их назначения.

1. Правовое регулирование наказаний, связанных с ограничением свободы: сущность и характер

Институт уголовного наказания является общеобязательным элементом понятия преступления. На государстве лежит обязанность охранять установленный порядок жизни, то есть систему правопорядка, так как в противном случае она может разрушиться.

Уголовное наказание является мерой охраны против преступных деяний, с помощью которых может нарушаться сама система правопорядка. Субъектом права наказания является государство. Наказание как мера принуждения является исключительно прерогативой государства.

Органом власти, который государство наделило правом применения наказания, является суд.

Укажем, что развитие уголовного законодательства в наибольшей степени зависит от изменений в составах преступлений и санкций. В уголовном наказании, упрощенно говоря, выделяют две стороны: за что следует наказывать и как наказывать[2].

Наказание является карой государства за совершенное преступление. В Уголовном кодексе РФ отсутствует законодательно закрепленное понятие карательной деятельности государства, но по своей сущности наказание как кара применяется государством в ответ на нарушение личностью правопорядка.

Кара в этом смысле — особое юридическое отношение, когда государство стремится сохранить правопорядок, а при совершении преступления восстановить его.

Правоведы указывают, что уголовное наказание способствует такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функция, — общее и специальное предупреждение преступлений.

Уголовное наказание — это и мера государственного принуждения. Наказание содержится в санкции соответствующей уголовно-правовой нормы и может быть применено судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Если же лицо совершило не преступление, а какое-либо иное нарушение, к нему применяются другие меры правового воздействия.

Уголовное наказание выступает также и последствием совершенного преступного деяния как преступления и должно, конечно, соответствовать его тяжести, общественной опасности, но что и повлечет за собой появление у виновного лица судимости.

С этих позиций наказание всегда носит личный характер и применяется только к самому преступнику, однако все это не должно затрагивать интересы других лиц. Поэтому вопрос об эффективности уголовного права в значительной степени сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и правильного определения его целей.

До принятия последнего УК РФ существовало множество определений понятия наказания.

«Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда и в соответствии с законом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающая отрицательную оценку его преступной деятельности».

Ранее наказание понималось более упрощенно, как «кара», которая преследовала цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и его перевоспитания[3].

В ч.1 ст.43 УК довольно четко записано, что наказание как мера государственного принуждения определяется следующими основными признаками:

наказание есть мера государственного принуждения;

наказание назначается по приговору суда;

наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления;

наказание состоит в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод виновного лица.

Например, такая функция наказания, как принуждение, означает, что к осужденному, совершившему преступление, будет принудительно применено какое-нибудь лишение или ограничение его прав и свобод.

Преступление есть нарушение, отрицание того порядка жизни, который не только существует между людьми, но и установлен властной, принудительной силой государства.

Принуждение всегда следует за совершением преступного деяния с целью восстановления и охраны нарушенного порядка[4].

В силу того, что государство является носителем, субъектом права наказания, то оно и принимает меры против лиц, учинивших преступные деяния, для охраны общественного правопорядка и общественной безопасности, а также тех интересов, которые являются задачами Уголовного кодекса РФ (см. ст.2 УК РФ). Тем самым осуществляется карательная деятельность государства, но в интересах законопослушных граждан. Государством направляется карательная деятельность в рамках соблюдения законности через особый государственный орган, коим является суд.

Согласно ст.118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Поэтому наказуемость виновного лица в совершении преступного деяния определяется вступившим в законную силу приговором суда. Вступивший в законную силу приговор суда — это по своей сути закон, причем он обязателен для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Наказание должно наступать по общему правилу неизбежно и неизбежно при этом карать только того, кто причинил вред, кто совершил преступление и признан виновным в совершении этого преступления.

Личностный характер применения наказания к виновному лицу в уголовном праве получил свое развитие в связи с переходом к новым экономическим отношениям.

В древнем и средневековом праве имелись многочисленные примеры уголовного наказания всей семьи и домочадцев преступника. В эпоху Ивана Грозного имеется много примеров казни семей.

Признак применения наказания только к лицу (индивидуализации наказания), признанному виновным в совершении преступления, на современном этапе развития отношений практически, но не полностью устранил непосредственную ответственность за виновного или вместе с виновным его семьи и родственников. «Полное устранение такого производного вреда от наказания для других лиц благодаря несовершенству человеческой юстиции является практически недосягаемым. Так, не говоря уже о смертной казни, всякое лишение свободы отнимает у семьи рабочие руки, лишает ее нередко единственного кормильца: даже и денежное взыскание, особенно налагаемое в значительном размере, неизбежно отражается на благосостоянии всей семьи». Поэтому наказание должно быть строго индивидуализировано. Наказание назначается только судом (ст.8 УПК РФ) и от имени государства (ст.296 УПК РФ).

Уголовное наказание обозначает факт наличия судимости (ст.86 УК РФ). Законодатель прозорливо в ст.15 УК РФ обозначает «Категории преступлений»: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, — исходя из формы вины и максимального наказания, предусмотренного УК.

Источник: https://mirznanii.com/a/35076/vidy-nakazaniy-svyazannykh-s-ogranicheniem-svobody-v-rossiyskom-zakonodatelstve

Чем отличается лишение свободы от ограничения свободы?

Наказание связанные с ограничением или лишением свободы

Ограничение свободы и такое понятие, как арест согласно УК РФ – два самостоятельных вида, предусмотренных законодательством наказания.

Данные понятия говорят в действительности сами за себя: ограничение свободы и лишение свободы разница между ними, конечно же, есть и состоит она в следующем: арест – изоляция от окружающего мира, а вот ограничение – свобода, подразумевающая наложение определенных запретов.

В чем сущность этих двух понятий?

Арест предусматривает отбывание наказания исключительно в тюрьмах строгого или же общего режима, а также колониях, различных учреждениях. Ограничение в своей части не предусматривает согласно ст. 53 действующего законодательства полную изоляцию.

Контроль над выполнением данных требований осуществляет специальный надзорный орган, перед которым отбывающий наказание отчитывается каждый месяц. Кроме того на него надевается браслет, посредством которого отслеживается его перемещение.

Ограничение свободы

Судебные органы законной власти устанавливают в обязательном порядке отношении гражданина определенные ограничения, а именно:

  • не покидать жилое помещение в установленное на основании решения суда время;
  • запрет на систематическое посещение определенных мест;
  • не покидать пределы города;
  • запрет на посещение различных мест проведения различных массовых мероприятий;
  • не менять место постоянной учебы, а также официальной работы и соответственно проживания без предварительного уведомления об этом контролирующего органа.

При этом запрет на самостоятельную смену места жительства и выезд за пределы города без соответствующего уведомления об этом надзорных органов согласно определенной ст. 53 части 1 является в действительности обязательным, чем и отличается арест от лишения свободы.

Лишение гражданина свободы

Лица, приговоренные к такой мере ограничения, как арест, не достигшие совершеннолетия, помещаются в специальные колонии.

Роль и место данного типа наказания, содержащийся в приговоре судебных органов в исправительной системе – полное перевоспитание гражданина, преступившего черту закона со всей его строгостью, которая обусловлена содержания данного наказания и его характеристиками, а именно:

  • изоляция от общества в принудительном порядке;
  • большие сроки содержания под стражей;
  • наложение дополнительных типов наказания в области жилищных, трудовых и конечно же семейных отношений;
  • применение в отношении заключенного мер исправительного характера.

Значимость ареста – то, что общество защищают от опасных преступников, которые помещаются в исправительные особые колонии достаточно строгого режима, тем самым ограничивая возможность совершения нового злодеяния на протяжении всего срока заключения.

Вот, чем отличается лишение свободы от ограничения свободы.

Сроки, предусмотренные при ограничении прав, характеристика данного типа наказания

Запрет на свободу действий может быть предусмотрен сроком от нескольких месяцев до 4-х лет, как основной вид ограничения за преступление черты законы в небольшой степени, а также сроком от полугода до 24 месяцев, как второстепенное наказание.

Во время исполнения приговора по предложению надзорного органа, суд может дополнить назначенные ограничения или же частично их устранить. Надзор осуществляется на основании нормативно-правовых документов и порядком, предусмотренным УИЗ.

При злостном уклонении лица, в отношении которого был вынесен приговор от назначенного, предусмотренного законом наказания, предусмотренного в части основного типа наказания, судебные органы власти по представлению особого органа, постоянно осуществляющего соответствующий надзор за гражданином, может заменить оставшуюся часть ограничения арестом.

Из расчета, предусматривающего сутки заключения под стражей за 2 двое суток ограничения законных прав.

Уклоняющимся от систематического исполнения предусмотренного законом наказания в злостном порядке в виде ограничения официальных прав признается лицо:

  • гражданин, допустивший неприемлемое нарушение условий и самого порядка соответствующего отбывания предусмотренного касательно него наказания на протяжении 12 месяцев после вынесения в его адрес официального предупреждения о невозможности нарушения условий установленных судебными органами власти;
  • осужденный, ответившего отказом от применения в отношении него специальных средств контроля, систематического надзора;
  • скрывшийся внезапно без какого-либо предупреждения с места постоянного нахождения гражданин, место жительства которого не было установлено в установленные и предусмотренные законом сроки;
  • осужденный, не отметившийся в надзорном органе по месту своего проживания в соответствующий день, установленный согласно предписанию.

Ограничение прав не предусмотрено для военнослужащих и иностранных граждан, лиц, без установленного гражданства.

Сроки ареста, особенности данного типа наказания

Заключение под стражей предусматривает содержание лица, преступившего черту закона в достаточно строгих условиях, предусматривающих полную изоляцию от окружающего мира в период от 1 месяца до 10 лет и более.

В случае полной замены обязательных работ на арест, его срок может составлять всего один месяц.

Заключению под стражу не подлежат несовершеннолетние граждане и женщины, ожидающие скорого пополнения и женщины, на иждивении которых находятся дети, не достигшие 14-летнего возраста.

Для осужденных военнослужащих предусмотрен один вид наказания – гауптвахта. Порядок ареста в отношении них предусмотрен другими нормативно-правовыми актами помимо УИК РФ 2019.

Сроки заключения под стражу в целом определяются в днях, месяцах и годах, в зависимости от характера преступного деяния. При содержании приговоренного лица под стражей до разбирательства в судебном порядке, время ареста засчитывается, как сутки за сутки.

Замена лишения свободы на ограничение свободы в действительности законом предусмотрено.

Суд может на законных основаниях заменить арест на более мягкое наказание, с учетом наличия определенных обстоятельств.

Если гражданином, находящимся под арестом, совершается другое преступное деяние, в отношении него предусматривается наказание в соответствии с правилами совокупности вынесенного приговора.

На основании, которых при полном либо только частичном сложении всех предусмотренных типов ограничений сутки ареста соответствуют суткам лишения свободы.

Итак, в заключении аресту не подлежат лица к моменту вынесения соответствующего приговора судебными органами власти, которым не исполнилось еще 16 лет, женщинам, ожидающим малышей и имеющим взрослых детей, не достигшим четырнадцатилетнего летнего возраста.

Так или иначе, любой вид наказания можно заменить на более мягкое наказание и с точностью да наоборот строгий, по соответствующему представлению надзорных органов, осуществляющих полный, постоянный контроль над исполнением, осужденным вынесенного в отношении него приговора.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/ogranichenie-svobody-i-lishenie-svobody-raznica/

Хранитель порядка
Добавить комментарий