Система органов гос власти во франции

3 Система государственных органов Франции

Система органов гос власти во франции

В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей.

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее еще называют полупрезидентской, полупарламентской или страной с рационализированным парламентаризмом. По форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — ассоциированное государство).

Носителями исполнительной власти выступают Президент Республики и Правительство. При этом зачастую практическое функционирование зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство.

Президенту республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст.

5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров.

Президент Республики — верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях.

К числу полномочий Президента относятся:

  • — назначение Премьер-министра
  • — решение о досрочном роспуске Национального собрания
  • — обладает правом законодательной инициативы.

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного ания сроком на 7 лет. Ограничений для переизбраний не установлено.

В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнить эти обязанности, они исполняются Правительством. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах. Он, в частности, не может проводить референдум, не имеет права распустить Национальное собрание.

В ст.34 Конституции сказано, что всё, что лежит вне сферы, регулируемой законом, регулируется актами исполнительной власти.

В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рассматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение закона.

Президентские ордонансы и декреты — это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон.

Правительство — коллегиальный орган, осуществляющий совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает во Франции весьма своеобразной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра.

Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Однако вопрос о доверии Правительству ставит только оно само. По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на ание резолюция порицания Правительству.

В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им декреты образуют весьма важный источник французского права.

Все акты подписываются Премьер-министром и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение.

Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на определенный срок в целях выполнения правительственных программ.

Парламент — высшее представительское учреждение Французской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Национальное собрание Франции состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого ания. Срок полномочий Национального собрания — 5 лет. Состав его обновляется полностью.

Верхняя палата — Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на 9 лет, обновление происходит по третям каждые три года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков.

Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом. В зависимости от партийной принадлежности образуются партийные группы (фракции). Заседания палат открытые.

Каждая палата создает 6 постоянных комиссий. Помимо этого для изучения отдельных вопросов могут образовываться временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и расследованию.

Согласно Конституции законодательный акт считается принятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами.

Парламент обладает законодательными полномочиями, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, решает вопросы войны и мира. Только на основе парламентского закона осуществляется ратификация наиболее важных международных договоров, может быть объявлено состояние войны.

Судебная система возглавляется Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным Советом, высшим органом административной юстиции.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти.

Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем национального собрания (нижней палаты).

Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики.

Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным.

Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 года), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом.

Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете — в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Page 3

Французская революция 1789-1794 гг. сыграла важную роль в процессе утверждения Конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации.

Революция явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии.

Конституция была утверждена 3 сентября 1791 года, Франция провозглашалась Конституционной монархией.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы: высшая исполнительная власть предоставлялась королю, а высшая законодательная власть — Законодательному собранию.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.

Таким образом, в Конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М.: Юрайт, 1999. — 245 с.
  • 2. Документы истории Великой французской революции. Т.1. / Отв.ред. А.В. Адо. — М.: Изд-во Московского университета, 1990. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ cnst1791.htm, свободный
  • 3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова.- М.: Издательство НОРМА, 2001.- Ч.1.- 609с.
  • 4. Лазарев В.В. История государства и права: Хрестоматия: В 2-х томах. Т.1 / В.В. Лазарев, В.В. Липень. — М.: Юрист, 2001. — 458 с.
  • 5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М.: Юристъ, 2000. — Ч.1. — 392 с.
  • 6. Серебренников В.П. Конституционное право Франции. Проблемы эволюции государственно-правовых институтов Пятой Республики. 1958-1976 гг. / В.П. Серебренников. — Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1976. — 240с.
  • 7. Конституция Французской Республики // Конституции зарубежных государств. — М.: БЕК, 1997. — С.105.
  • 8. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 26 августа 1789 года // Конституции зарубежных государств. — М.: БЕК, 1997. — С.135.
  • 9. Керимов А.Д. О своеобразии государственной системы современной Франции / А.Д. Керимов // Государство и право. — 2001. — № 1. — С.71-74.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://vuzlit.ru/1410923/sistema_gosudarstvennyh_organov_frantsii

Разделение и взаимодействие ветвей власти

Система органов гос власти во франции

Во Франции конституционно закреплён и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Политический строй, утвердившийся в стране в 1958 году и положивший начало существованию Пятой республики, привёл к появлению новой формы правления, которая сочетает в себе элементы, характерные и для президентской, и для парламентской республик. Эту форму называют смешанной, а также полупрезидентской республикой или «рационализированным» парламентаризмом.

Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти не отличаются полной раздельностью. Президент Франции не несёт политической, то есть парламентарной ответственности.

Специфика положения президента во Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он участвует в функционировании каждой из ветвей власти.

Таким образом, исполнительная власть во Франции носит двойственный характер: она поделена между президентом и правительством как коллегиальным органом.

Судебная власть во Франции должна оставаться независимой с тем, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содержащихся в преамбуле конституции 1946 года и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Контроль над деятельностью президента и правительства с 1899 года осуществляет высший орган административной юстиции — Государственный совет, рассматривающий в первой инстанции дела, связанные с актами президента, премьер-министра и министров.

Что касается парламента, то создатели конституции 1958 года сделали всё возможное для того, чтобы, не посягая на основные функции парламента, исключить его преобладание в системе государственных органов, как это было при Третьей и Четвёртой республиках.

Это достаточно чётко прослеживается и в организации работы, и в порядке осуществления законодательным органом его полномочий.

Проверку на соответствие конституции законопроектов, вотированных парламентом, осуществляет Конституционный совет Французской Республики.

Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой республики и стала действенным ответом на политический кризис, порождённый, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей.

Своеобразие правового статуса президента вызвано не просто стремлением укрепить президентскую власть. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость исполнительной власти, порождавшую политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности.

Конституционно-правовая система Пятой республики предусматривает сравнительно широкое использование референдума на общенациональном и местном уровнях. Основания и условия проведения общенационального референдума определяются в основном законе страны.

Так, необходимость проведения референдума вытекает из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изменение статуса той или иной территории — обмен, присоединение — не может быть действительным без согласия заинтересованного населения.

Практически во всех случаях решение о проведении референдума принимается главой государства. Референдум проводится на основе текста, предлагаемого правительством.

Конституционная реформа, осуществлённая в 1995 года, предусмотрела возможность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, парламентом. Тем не менее окончательное решение остаётся за главой государства.

В соответствии с новой редакцией ст.

И конституции президент может передать на референдум законодательные акты: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разрешающие ратификацию международного договора, который, не противореча конституции, мог бы отразиться на функционировании государственных институтов; 3) санкционирующие изменения в области экономической и социальной политики государства.

Контроль над правильностью проведения референдума отнесён к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 году были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания президента, Конституционный совет признал себя некомпетентным выносить решение по итогам референдума, посчитав, что он не может своим решением ревизовать общенародное волеизъявление.

Принцип разделения властей в условиях смешанной формы правления, обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие.

Опыт Пятой республики подтвердил, что данная форма правления в состоянии эволюционировать и остаётся весьма эффективной даже при радикальной смене политической конъюнктуры.

Мнение ряда экспертов о том, что французская модель организации власти недееспособна и не может эффективно способствовать преодолению кризисных явлений, опровергает сам опыт конструирования и функционирования французского государственного механизма.

С 2002 года президент, как и парламент, избирается не на 7, а на 5 лет. Проект соответствующего закона получил одобрение в Национальном собрании и Сенате и был вынесен на референдум, где 73 % принявших участие в ании поддержали президентскую инициативу.

Ряд экспертов считает, что это приведёт к эволюции режима в сторону парламентаризма, усилению роли Национального собрания, увеличению политической ответственности президента, вынужденного чаще отчитываться перед избирателями, а также к сокращению до 5 лет срока действия всех прочих выборных мандатов. Деятели же правого политического спектра, напротив, полагают, что реформа приведёт к укреплению власти президента, так как в случае, если сроки проведения парламентской и президентской избирательных кампаний совпадут, то возможность «сожительства» будет сильно ограничена.

←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 7

Название:Морская карта рассказывает
Автор:Б.

Масленников

Издатель:Воениздат
Год:1986
Формат:84×108/32
Количество страниц:368
Цена:288 руб.

Описание:Краткий справочник по отечественной морской топонимии. В нем приводится более четырёх тысяч русских именных географических названий, нанесённых на карте Мирового океана. Многие из них расшифрованы впервые. Большое внимание уделено русским географическим названиям на зарубежных территориях и в Антарктике.

Рассчитан на широкий круг читателей, и прежде всего на личный состав военно-морского, транспортного и промыслового флотов, пропагандистов, политработников, географов, картографов, преподавателей и учащихся высших и средних учебных заведений.

Заказать, либо купить книгу

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1733.html

Хранитель порядка
Добавить комментарий