Система судов общей юрисдикции 2018 год

Итоги работы судов за 2018 год

Система судов общей юрисдикции 2018 год

Верховный суд РФ подвел итоги работы российской судебной системы за прошлый год. Количество рассмотренных судами дел выросло, но оправдательных приговоров больше не стало. Зато стало больше банкротств физических лиц, а также споров по взысканию задолженности за коммунальные услуги. Стало больше взысканий и по кредитам и микрозаймам, а меньше — приговоров с реальными сроками заключения.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев подвел итоги работы российских судов за 2018 год.

Доклад о «Подведении итогов работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2018 год» глава ВС РФ сделал на Совещании-семинаре судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации.

На мероприятии также присутствовал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, который отметил, что число рассмотренных судами дел растет — в 2017 году все российские суды рассмотрели около 28 млн дел, а в 2018 года это количество превысило 31 млн. По словам главы кабмина:

Люди все чаще предпочитают решать любые споры в суде, это в целом говорит о доверии российскому судопроизводству, и о том, что правовая грамотность людей растет. Такой огромный объем дел — это итог работы 33 тысяч судей. Это нелегкая ноша, но важно, чтобы эта нагрузка не сказывалась на качестве и скорости принятия решений.

Статистика судов общей юрисдикции и арбитражей в 2018 году

Вячеслав Лебедев отметил, что с каждым годом российские суды рассматривают все больше дел. Из них традиционно половину составляют гражданские иски, рассмотренные судами общей юрисдикции. При этом из 17,3 млн гражданских дел, которые в 2018 году рассмотрели суды общей юрисдикции, по категориям споры распределились так:

  • 7,1 млн (41%) — жилищные споры о взыскании коммунальных платежей и взносов за капремонт. По сравнению с 2014 годом их число увеличилось вдвое.
  • 5,6 млн — споры по кредитам. Иски были поданы на 830 млрд рублей (в среднем 164 000 руб. на один иск), из которых суды взыскали более 96%. В 2013 году суды рассмотрели всего 1,359 млн подобных дел.
  • 335 тыс.(–4%) — «земельные» дела, количество которых уменьшилось, как и количество споров о выплате страхового возмещения. Однако средняя сумма требований, которую суды удовлетворяют по таким делам, выросла до 120 000 рублей.

В арбитражных спорах статистика распределилась так:

  • всего арбитражи рассмотрели 1,908 млн дел. Это на 160 тыс. больше, чем годом ранее;
  • 60% всех споров, или 1,15 млн дел, относились к гражданско-правовым отношениям, при этом 85% споров было о неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств;
  • 60 тыс. банкротных дел рассмотрели арбитражи в 2018 году, их число выросло, а дел о банкротстве физлиц оказалось больше, чем о банкротстве организаций, — 35 тысяч;
  • 68 тыс. дел было по договорам страхования, их число сократилось вдвое — с 132 тыс. споров в 2017 году, работают нормы о досудебном урегулировании споров ОСАГО.

Уголовные дела

В прошлом году суды общей юрисдикции рассмотрели уголовные дела в отношении почти 900 тысяч человек. Из них:

  • обвинительные приговоры вынесли в отношении 685 тыс. человек;
  • оправдательные приговоры получили 2 тыс. человек;
  • дела прекратили по разным обстоятельствам в отношении 193 тыс. человек;
  • 8,6 тыс. человек суды направили на принудительное лечение.

В итоге по статистике на 1 оправдательный приговор пришлось 342 обвинительных. При этом, исходя из статистики ВС РФ, в места лишения свободы стало отправляться меньше осужденных лиц. Этот показатель сокращается ежегодно. В частности:

  • в 2015 году — по вступившим в законную силу приговорам судов в колонии и тюрьмы отправились 207 тыс. человек;
  • в 2018 году — 198 тыс. человек.

При этом апелляция по уголовным делам является непопулярной. Жалобы на приговор мирового судьи подали в прошлом году всего в 6% случаев, а на приговоры районных судов пожаловались в апелляцию 19% осужденных лиц. Особый порядок рассмотрения уголовных дел преобладает над обычным. Как рассказал Вячеслав Лебедев:

В особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением рассмотрено 69% дел от общего объема, осуждено 480 000 лиц, а в отношении 95 000 лиц даже в этом порядке дела прекращены судом — и это, повторяю, при согласии обвиняемых с предъявленным обвиняемым.

По тяжести дел ситуация существенно не изменилась по сравнению с прошлыми годами. По данным главы ВС РФ:

60% осужденных по преступлениям небольшой тяжести совершили преступление впервые. По этой категории дел суды назначают лишение свободы лишь в 13% случаев.

Назначение и ответственность судей

В 2018 году на вакантные судейские должности назначили:

  • 1768 федеральных судей общей юрисдикции;
  • 316 судей арбитражных судов.

По словам Вячеслава Лебедева, по итогам рассмотрения кандидатов в судьи президентской комиссией одобрение получил 81% судей. Также в 2018 году судей реже привлекали к ответственности — 172 раза против 231 в 2017 году. Досрочное прекращение полномочий судьи, как самую строгую меру дисциплинарной ответственности, получили 22 судей общей юрисдикции и один арбитражный судья.

Электронное правосудие

В прошлом году система электронного правосудия в России заработала в полную силу — в электронном виде суды приняли более миллиона обращений. Из них:

  • 695 000 обращений поступили в суды общей юрисдикции;
  • 391 000 обращений были переданы в арбитражные суды через систему «Мой арбитр».

Председатель ВС РФ отметил по этому поводу:

Информатизация судопроизводства имеет важное значения для обеспечения эффективной судебной деятельности.

Дальнейшим шагом по развитию электронного правосудия должно стать закрепление обязанности организаций и органов направлять все процессуальные документы исключительно в электронном виде.

Все юридические лица, органы — у них уже есть возможность обратиться в таком виде, не писать на бумажном носителе. Это реальность сегодняшнего дня, которую надо активно вводить.

Планы на 2019 год

В заключение своего доклада Вячеслав Лебедев рассказал о планах ВС РФ на текущий год. В частности, он выразил надежду на принятие Госдумой внесенного в прошлом году Верховным судом законопроекта о совершенствовании медиативных процедур, который ожидает второго чтения. Как отметил глава ВС РФ, его «действительно ждут в деловой среде».

Также важно принять законопроект о введении уголовного проступка. В правительстве считают, что он может увеличить нагрузку на уголовно-исправительную систему и потребует дополнительных расходов, поэтому до сих пор не дали на него положительного отзыва.

Однако Вячеслав Лебедев уверен, что у специалистов ВС РФ получится убедить законодателя в «необходимости принять такой закон».

В ближайшее же время, по словам Вячеслава Лебедева, Пленум ВС РФ примет несколько разъяснений, в частности, это будут:

  • Постановление Пленума ВС РФ о преступлениях в налоговой сфере.
  • Постановление Пленума ВС РФ о разъяснении порядка перехода полномочий к новым апелляциям и кассациям.
  • Постановление Пленума ВС РФ по делам о нарушениях правил дорожного движения.
  • Постановление Пленума ВС РФ о некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса РФ о международном частном праве.

Также в ближайший месяц будут выпущены несколько обобщений судебной практики, над которыми сейчас работает Верховный суд.

Источник: https://ppt.ru/news/143048

Реформа судов общей юрисдикции или очередной этап процессуальной революции

Система судов общей юрисдикции 2018 год

30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – Закон).

Указанную дату можно считать началом очередного этапа судебной реформы. Но действительно ли реформа началась? Какие действия уже совершены? И что ещё нужно сделать для полного функционирования новых ведомств в рамках действующей судебной системы?

Законодательные цели при создании новых звеньев в судебной системе

Необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью в функционировании организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб, представлений. При этом в настоящее время успешно функционируют самостоятельные апелляционные и кассационные инстанции в системе арбитражных судов, что, в свою очередь, также «подтолкнуло» законодателей к принятию Закона.

«Усовершенствование инстанционного устройства судов общей юрисдикции и оптимизация судебной нагрузки» — именно так звучит основная официальная цель структурного выделения самостоятельных инстанций.

Что планируется создать?

Кассационные суды общей юрисдикции

В соответствии с Законом кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

Таким образом, предложено создать 9 кассационных судов общей юрисдикции:

Наименование судаМесто постоянного пребывания
 Первый кассационный суд общей юрисдикции г. Саратов
 Второй кассационный суд общей юрисдикции г. Москва
 Третий кассационный суд общей юрисдикции г. Санкт-Петербург
 Четвертый кассационный суд общей юрисдикции г. Краснодар
 Пятый кассационный суд общей юрисдикции г. Пятигорск
 Шестой кассационный суд общей юрисдикции г. Самара
 Седьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Челябинск
 Восьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Кемерово
 Девятый кассационный суд общей юрисдикции г. Владивосток

Кассационный суд будет действовать в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по делам военнослужащих. Компетенция и порядок работы подробным образом изложены в главе 2.1 «Кассационные суды общей юрисдикции» Закона.

Принципиальным отличием предлагаемого варианта инстанционного устройства подсистемы судов общей юрисдикции от действующего в настоящее время станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые в настоящее время сконцентрированы в одних и тех же судах.

В компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции.

В свою очередь, из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах ведения соответствующего суда.

Таким образом, областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции станут судами апелляционной инстанции.

Полномочия же по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.

Апелляционные суды общей юрисдикции

С учетом механизма перераспределения компетенции по рассмотрению кассационных жалоб (представлений) на вступившие в законную силу судебные акты между судами разного уровня, целесообразно также создание структурно обособленных и самостоятельных апелляционных судов общей юрисдикции для рассмотрения жалоб (представлений) на судебные акты, вынесенные по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на промежуточные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

В соответствии с Законом апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа.

Предусмотрено создание в Российской Федерации пяти апелляционных судов общей юрисдикции:

Наименование судаМесто постоянного пребывания
 Первый федеральный апелляционный суд г. Москва
 Второй федеральный апелляционный суд г. Санкт-Петербург
 Третий федеральный апелляционный суд г. Сочи
 Четвертый федеральный апелляционный суд г. Нижний Новгород
 Пятый федеральный апелляционный суд г. Новосибирск

Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного Суда Российской Федерации.

В результате такого изменения компетенции судебных инстанций, с одной стороны, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

С другой стороны, из ведения Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по делам, подсудным, в том числе, судам общей юрисдикции, осуществляющего судебный надзор за их деятельностью, будет исключено рассмотрение дел по жалобам (представлениям) на не вступившие в законную силу судебные акты этих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру данной судебной инстанции, обусловленному содержанием предмета проверки и возможностью вмешательства в разрешение спора только после исчерпания способов проверки судебного акта в других инстанциях (апелляционной или кассационной) и только в исключительных случаях.

Апелляционный суд общей юрисдикции будет рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Апелляционный суд общей юрисдикции будет действовать в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по делам военнослужащих.

Президиум апелляционного суда общей юрисдикции образуется в составе председателя, заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

На каком этапе находится реформирование и каковы возможные перспективы функционирования новых звеньев судебной системы?

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Стоит обратить внимание, что переданные полномочия сохраняются за прежними судами, если жалобы, представления поданы до начала работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, но не позже 1 октября 2019 года.

Таким образом, юридическим фактом, с наступлением которого суды начнут реализовывать возложенные на них полномочия, является решение Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Принятие указанного решения ознаменует начало этапа практической реализации Закона о внесении изменений.

В одном из интервью Председатель Совета судей Виктор Молотов отметил:«Создание структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, является лишь одной из стадий» процессуальной революции, направленной на «повышение эффективности правосудия и уровня правовой защищенности граждан и организаций».

Во избежание ошибок, сделанных в результате преждевременных выводов о функционировании новых судебных звеньев, предлагается целесообразным дождаться первых итогов работы. Указанный довод основан на вполне справедливомзамечании римских юристов: «Optimaestleguminterpresconsuetudo», что в переводе с латинского означает «наилучший толкователь законов – практика».

Источник: https://lwise.pro/reforma-sudov-obshhej-yurisdikcii-ili-ocherednoj-etap-processualnoj-revolyucii

Судебные Системы Рф Схема В 2019

Система судов общей юрисдикции 2018 год

За областными и равными им судами в результате судебной реформы 2019 года сохранится обязанность по апелляционному рассмотрению не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции, а также дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Отметим, что не все, что было предложено, дошло до финальной стадии. Так, первоначально законопроект о судебной реформе 2018 года содержал предложение об отмене мотивировочной части судебного решения почти по всем категориям дел, однако при детальном рассмотрении было принято решение оставить структуру судебного акта неизменной.

Судебная реформа: как изменится система российских судов в 2019 году

А вот судебная система в сфере общей юрисдикции в России более сложная. Это связано с разнообразием дел, которые находятся в ведении таких судов.

Например, одна и та же инстанция для одной категории дел выступает как первая, а другими занимается только на этапе апелляции.

Так, Мосгорсуд служит апелляционной и кассационной инстанцией для обжалования актов, которые принимают районные суды, но гражданские споры об авторских правах ведет как первая инстанция.

  1. Специализации. Разрешением экономических споров между организациями и ИП занимаются арбитражные суды. Если дело касается военнослужащих, оно находится в ведении военных судов. Остальные категории дел подпадают под компетенцию судов общей юрисдикции.
  2. Уровня. Первичные обращения направляют в суд первой инстанции. Если дело уже рассмотрели по существу и вынесли решение, следующий этап – апелляционный. Затем участник спора вправе обратиться в кассационный суд, а на этапе второй кассации или надзора – в соответствующую структуру ВС РФ. По ряду гражданских споров ВС РФ выступает как апелляционная инстанция или инстанция первой кассации. В приказном производстве этапа апелляции нет, пересмотр судебного акта возможен только в кассации.

Схема судов РФ, актуальная для судебной системы 2019 года

Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ФКЗ № 3 05.02.2014). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

  • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
  • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
  • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.

Все про новую судебную реформу

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

Рекомендуем прочесть:  Не крутит счетчик воды

Судебную систему ждет ротация При определении численности федеральных СОЮ Верховный Суд РФ предлагает учитывать количество рассматриваемых в каждой инстанции дел.

Так, по словам Виктора Момотова, из областных и равных им судов планируют уволить в общей сложности 823 судьи, а численный состав апелляционных и кассационных СОЮ составит в среднем по 36–37 и по 60–110 судей соответственно.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в: Федеральной Конституции (гл.

Новости Структура арбитражной системы Российской Федерации Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Схема судебной системы 2019

Часть утратила силу с 6 августа 2014 года -. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. Президиум арбитражного апелляционного суда правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.

По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор решение в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд. Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда. Расходы на финансирование мероприятий, связанных с реформированием судебной системы, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. Какие существуют формы участия граждан в отправлении правосудия? Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации.

Действующие в Российской Федерации суды составляют единую систему, устойчивость и стройность которой обеспечивается: ее конституционным закреплением; действием на всей территории государства единых принципов и правил судопроизводства; единообразным применением всеми судами российского законодательства и норм международного права, конституций уставов и других законов субъектов Федерации; обязательностью исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательным закреплением единства статуса судей; финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Суд всегда должен соблюдать эти нормы при осуществлении правосудия. Часть дополнительно включена с 1 января 2019 года 2. Суды Российской Федерации Конституционные суды Суды общей юрисдикции Военные суды Арбитражные суды Суды высшей инстанции Конституционный суд Верховный суд Высший Арбитражный суд Суды I инстанции — Городские и районные суды, мировые судьи. В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров , так и после судебного разбирательства дел проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.

Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ.

Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора.

По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Рекомендуем прочесть:  Отопление Сколько Гкал На Квадратный Метр В 2019 Году

Судебная система

Понимается основной способ проверки не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции на предмет их законности и обоснованности, заключающийся в повторном рассмотрении дела на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

является исключительной проверочной судебной инстан- цией, поскольку предметом его проверки выступают не законность и обоснованность судебных актов, как это имеет место в судах апелляционной и кассационной инстанций, а обстоятельства исключительного характера:

Судебную систему ждут крупные изменения

— Кассационные и апелляционные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Но решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда Российской Федерации, о чём он обязан официально известить не позднее 1 октября 2019 года.

— На стадии подготовки законопроекта этот вопрос разрабатывался Судебным департаментом при Верховном суде. В процессе работы над законопроектом мы этот вопрос доработали.

Главными критериями определения границ судебных округов стали обеспечение доступности правосудия и оптимальные судебные нагрузки с учётом количества судебных споров в каждом регионе.

При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество. Всё это позволит оперативно и с минимальными издержками для федерального бюджета организовать работу судов.

Правовая система Российской Федерации ( Коллектив авторов, 2018)

Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционном Суде Российской Федерации).

Судьей КС РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Путин подписал бюджет 2019–2021: сколько заработают судьи России за три года

По итогам реализации ФЦП 1250 зданий федеральных судов оснастят системами видеопротоколирования хода судебных заседаний. 10 600 залов судебных заседаний будет оснащено системами аудиопротоколирования, 95% федеральных судов общей юрисдикции получат комплекты для видео-конференц-связи.

В рамках программы также планируется осуществление мероприятий по обеспечению до 700 судей жильем, так что из этих денег 750 млн руб. за три года будет потрачено на субсидии на приобретение жилья работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном суде, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судебная реформа 2019 года

Для осуществления столь масштабного законопроекта Судебному департаменту придется выложить большие деньги. По предварительным данным бюджет страны претерпит большие расходы, в том числе бюджет Верховного суда. Выйдет все примерно в 4,4 миллиард рублей. Ранее Вячеслав Лебедев рассчитал сумму в 3,8 млрд рублей.

В ходе обсуждения этой инициативы возник вопрос и о назначении судей в новообразовавшиеся суды. На работу смогут претендовать те, кто работают сейчас в областных и краевых судах. . Но предусматривается и увольнение более трех сотен государственных служащих и более сотни судей.

В кассационных судах будет создано девять председательских мест, более шести сотен для судей и около сорока для председательских заместителей. В апелляционных судах откроются пять мест для судебных председателей, около ста шестидесяти мест для судей и пятнадцать для заместителей.

Президиумы СОЮ будут изучать и обобщать судебную практику.

Источник: https://zakonandporyadok.ru/nasledstvo/sudebnye-sistemy-rf-shema-v-2019

Судебная система

Система судов общей юрисдикции 2018 год

скачать методическое пособие

    Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Конституционные суды  
Суды высшей инстанции Конституционный Cуд РФ
  • Судебная коллегия
    по гражданским делам
  • Судебная коллегия
    по уголовным делам
  • Судебная коллегия
    по административным делам
Судебная коллегия по экономическим

спорам

Суды II инстанции
  • Суды субъектов РФ (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)
Федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция) (10 судов) Конституционный (уставный) суд субъекта РФ (не является подчиненным

Конституционному Суду РФ)

Арбитражные апелляционные суды (апелляционная

инстанция) (21 суд)

Суды
I инстанции
  • Городские и районные суды
  • Мировые судьи
Арбитражные суды
субъектов РФ
Рассматривают дела Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции Судебные споры в сфере экономической деятельности между хозяйствующими субъектами Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – Конституционный Cуд РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) – Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Основная стадия гражданского, арбитражного и административного
процесса, в которой:

  • определяются права и обязанности сторон в рамках конкретного
    правоотношения;
  • устанавливаются фактические обстоятельства дела;
  • выносится решение суда по существу спора

Апелляционное производство

Возбуждаемая апелляционной жалобой лиц, участвующих в деле, деятельность суда апелляционной инстанции по вторичному рассмотрению и разрешению дела по существу с целью проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений суда I инстанции

Кассационное производство

Способ проверки законности вступивших в силу судебных актов первой и апелляционной инстанции только на основании имеющихся материалов дела

Функция Верховного Суда РФ в лице Президиума по проверке вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправлению судебных ошибок и руководству судебной практикой

  Суд Рассматривают дела ИБ в КонсультантПлюс  
Мировые суды
  • Расторжение брака (если нет спора о детях)
  • Раздел имущества между супругами (цена иска не превышает 50 000 руб.)
  • Административные правонарушения
  • Имущественные споры (если цена иска не превышает 50 000 руб.)
  • Некоторые уголовные дела о преступлениях (наказание не превышает 3 лет лишения свободы)
  • Судебные приказы до 500 000 руб.

В незначительном объеме

  • Суды общей юрисдикции
  • Суды Свердловской области

Архив решений судов общей юрисдикции

Районный и городской суды
  • Апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в силу
  • Гражданские дела (имущественные, неимущественные споры, если цена иска превышает 50 000 руб.)
  • Расторжение брака (если есть спор о детях)
  • Наследство
  • Трудовые споры
  • Административные правонарушения
  • Уголовные дела
  • Суды общей юрисдикции
  • Суды Москвы и области
  • Суды Санкт-Петербурга и ленинградской области
  • Суды Свердловской области

Архив решений судов общей юрисдикции

Суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
  • Все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции
  • Апелляционные и кассационные жалобы на решения районных судов
  • Определенный список дел об административных правонарушениях
  • Дела о сохранности государственной тайны

Архив решений судов общей юрисдикции

Верховный Суд РФ
  • Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая гражданские дела, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанций
Решения высших судов
  • По разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции
  Суд Рассматривают дела ИБ в КонсультантПлюс  
Арбитражные суды (Субъектов Рф)
  • Гражданские дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
  • Административные споры между субъектами предпринимательской деятельности и контролирующими их государственными органами
  • Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица
  • Споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, паев в кооперативах
  • Споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, о признании недействительности сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок
  • Другие споры
  • Суды Москвы и области
  • Суды Свердловской области

Архив решений арбитражных судов первой инстанции

Архив определений арбитражных судов

Арбитражные апелляционные суды
  • Апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в силу
  • Гражданские дела (имущественные, неимущественные споры, если цена иска превышает 50 000 руб.)
  • Расторжение брака (если есть спор о детях)
  • Наследство
  • Трудовые споры
  • Административные правонарушения
  • Уголовные дела
  • Суды общей юрисдикции
  • Суды Москвы и области
  • Суды Санкт-Петербурга и ленинградской области
  • Суды Свердловской области

Архив решений судов общей юрисдикции

Суды республик, краев, областей, городов федерального зна- чения, автономной области, автоном- ных округов
  • Апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда (субъектов РФ)
  • Арбитражные апелляционные суды (кроме 9-го и 10-го ааС)
  • Суды Москвы и области (9-й и 10-й ааС )

Архив определений арбитражных судов

Федеральные арбитражные суды округов
  • Кассационные жалобы на вступившие в силу решения Арбитражного суда и постановления Апелляционного арбитражного суда
  • Заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство
  • Арбитражные суды всех округов (округа)
  • Арбитраж: налоговые споры

Архив определений арбитражных судов

Суд по интеллектуальным правам
  • По спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав (суд первой и кассационной инстанций)
  • По спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг
  • Суд по интеллектуальным правам (входит в иб Решения высших судов)
Конституционный Суд РФ
  • По спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав (суд первой и кассационной инстанций)
  • По спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг
Конституционный (уставный) Суд Субъекта РФ
  • Рассматривает вопросы соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ

Это основная стадия судебного процесса, в ходе которого исследуются все обстоятельства дела, оцениваются представлен- ные сторонами доказательства и выносится судебное решение, которым дело разрешается по существу.

это постановление суда первой инстанции, вынесенное в установленных законом процессуальной форме и определенном порядке, которым дело разрешается по существу, направленное на защиту прав и законных интересов участников спорного правоотношения, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду.

это судебный акт, принимаемый в виде отдельного документа или заносящийся в протокол судебного заседания (протокольное определение), разрешающий вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела, или завершающий рассмотрение дела без вынесения судебного решения.

Под апелляцией

Понимается основной способ проверки не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции на предмет их законности и обоснованности, заключающийся в повторном рассмотрении дела на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Представляет собой деятельность судов кассационной инстанции в лице президиумов судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (краевых, областных и других приравненных к ним судов общей юрисдикции), Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, а также арбитражных судов округов по проверке законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанции.

В отличие от апелляционного производства суды кассационной инстанции проверяют вступившие в силу судебные акты, а проверка осуществляется только на предмет законности судебных актов.

Верховный суд РФ

является исключительной проверочной судебной инстан- цией, поскольку предметом его проверки выступают не законность и обоснованность судебных актов, как это имеет место в судах апелляционной и кассационной инстанций, а обстоятельства исключительного характера:

  • нарушение нижестоящими судами единообразия в применении и толковании норм материального и процессуального права;
  • нарушение оспариваемым судебным актом прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными формами права;
  • нарушение публичных интересов.

Специальным полномочием суда надзорной инстанции, которым не обладают нижестоящие судебные инстанции, является обеспечение единства судебной практики посредством выработки правовых позиций, закрепляемых в постановлениях суда надзорной инстанции по конкретным делам.

Единственным судом надзорной инстанции выступает Президиум Верховного Суда Российской Федерации, прове- ряющий исчерпывающий пере-чень вступивших в законную силу судебных актов, который указан в процессуальном законе.

Судебные акты мировых судей не подлежат проверке в порядке надзора в силу незначительности категорий дел, рассматриваемых мировыми судьями.

  ИБ СПС КонсультантПлюс Описание ИБ раздела судебная практика  

Представлены правовые позиции:

  • Конституционного Суда РФ
  • Верховного Суда РФ

Источник: https://lk.usoft.ru/pamyatki/judiciary

Хранитель порядка
Добавить комментарий