Задачи на сцепленное наследование решение

Решение задач на сцепленное наследование генов с решением

Задачи на сцепленное наследование решение

2) Первое растение дигетерозиготно, сказано, что доминантные признаки локализованы в одной хромосоме, то есть сцеплены. Причем доминантные признаки находятся на одной гомологичной хромосоме, следовательно на другой гомологичной хромосоме располагаются рецессивные признаки (цис-положение).

Генотип первого растения: AB \\ ab. 3) Так как у второго растения проявил ись рецессивные признаки, делаем вывод, что оно дигомозиготно.

И его генотип: ab\\ab. Образуется только один сорт гамет: ab. При таком же скрещивании может получиться и 4 фенотипические группы (вместо положенных 2) в потомстве, как и при независимом наследовании.

Это объясняется возможностью кроссинговера между гомологичными хромосомами (тем, кто не понимает о чем речь, советую прочитать статью кроссинговер ).

Допустим если у особи признаки AB сцеплены, то при образовании гамет, если произойдет кроссинговер, есть вероятность, что участок хромосомы, в котором закодирован один из генов «перескочит» на другую гомологичную хромосому, и сцепление нарушится.

Важное умение, без которого невозможно решить задачу, – определять, к какому разделу она относится . моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов. Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения.

С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки. Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов).

Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца.

Задания по генетике на ЕГЭ по биологии

Задачи типов 3. 4 и 5 посвящены дигибридному скрещиванию, наследованию групп крови и признаков, сцепленных с полом.

Ген — это участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре одного белка. Ген — это структурная и функциональная единица наследственности.

Аллельные гены (аллели) — разные варианты одного гена, кодирующие альтернативное проявление одного и того же признака.

Сцепление генов — это совместное наследование генов, расположен­ных в одной и той же хромосоме. Количество групп сцепления соответству­ет гаплоидному числу хромосом, то есть у дрозофилы 4; у КРС — 30.

Природу сцепленного наследования объяснил в 1910 г. Морган с сотруд­никами.

В качестве объекта исследования они избрали плодовую муху дрозофилу, которая оказалась очень удобной моделью для изучения данного фе­номена, так в клетках ее тела, находится только 4 пары хромосом и имеет ме­сто высокая скорость плодовитости (в течение года можно исследовать более 20-ти поколений). Итак, сцепленными признаками называются признаки, которые контролируются генами, расположенными в одной хромосоме.

Естественно, что они передаются вместе в случаях полного сцепления (закон Моргана).

Задания на наследование сцепленное с полом

Как отмечалось ранее.

генетические задачи на изучение наследования признаков сцепленных с полом, помещенные в задания линии С6 ЕГЭ по биологии, решаются учащимися более успешно, чем задачи на сцепленное наследование. Тем не менее, в этой статье мы разберем с вами несколько конкретных примеров таких заданий.

Но непосредственно перед решением задач, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно советую обратить ваше внимание на интерпретацию таких двух генетических терминов, как гомо гаметность и гетеро гаметность, значение которых следует учитывать при решении задач по наследованию признаков сцепленных с полом.

Как же вообще, в связи с наличием этих терминов, можно интерпретировать « закон чистоты гамет»?

Мы же знаем, что гаметы всегда только чистые, в них может быть только по одному аллелю любого гена, а тут вдруг какие-то «гомо-«, какие-то «гетеро-» ? Никакого противоречия здесь нет.

Плодовая мушка (Drosophila melanogaster) является объектом множества генетических исследований. Плодовая мушка имеет короткий цикл воспроизводства, дает достаточно большое потомство и может легко содержаться в лабораторных условиях.

Она также имеет большое количество легко определяемых признаков, которые наследуются по классической схеме моногибридного скрещивания. Но среди многих признаков у плодовой мушки, которые изучали ученые, были обнаружены признаки, наследование которых отличалось от менделевской схемы. Такие отличия были обнаружены в реципрокных скрещиваниях.

Реципрокные скрещивания — это два скрещивания, которые различаются тем, кто из родителей — самец или самка вносит в зиготу доминантную или рецессивную аллель.

В первом случае скрещивали самок с темно-красными глазами с самцами с белыми глазами, а во втором наоборот, скрещивали самок с белыми глазами с самцами с темно-красными глазами.

Сборник содержит задачи разного уровня сложности. В пособии рассматриваются общие принципы оформления и решения генетических задач, приводятся методические рекомендации, облегчающие их решение по конкретным темам, предлагаются задачи с ответами для самостоятельного решения.

Теоретический материал дается в кратком изложении. Сборник рассчитан на учащихся общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением биологии, абитуриентов, преподавателей средних учебных заведений, студентов и всех интересующихся биологией.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ 3 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 5 Основные этапы решения задач по генетике 7 Оформление задач по генетике 8 Пример решения и оформления задачи 10 МЕНДЕЛЕВСКАЯ ГЕНЕТИКА 12 МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ 12 Вопросы и задания для самоконтроля 14 Задачи для отработки и закрепления навыков оформления решения 21 Основные этапы решения задач 21 Пример решения задачи 22 Задачи для самостоятельного решения 24 Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей 30 Основные этапы решения задач 30 Примеры решения задач 31 Задачи для самостоятельного решения.

Задачи на сцепленное наследование

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи.

Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков.

Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит.

Решение задач по генетике

При решении задач на сцепленное наследование, где рассматривается передача по наследству от родителей к потомству как минимум двух признаков (или заболеваний), следует прежде всего учесть специфику этой темы.

кроссинговер, или перекрест, не обнаруживается).

Источник: http://pravo-38.ru/reshenie-zadach-na-sceplennoe-nasledovanie-genov-s-resheniem-76633/

Принципы решения задач на сцепленное наследование — Биофанат

Задачи на сцепленное наследование решение

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии оказываются сложными еще для бОльшего количества учащихся, чем задания по дигибридному скрещиванию неаллельных генов по Г.Менделю.

Снова подчеркну, что задачи на сцепленное наследование неаллельных генов ни в коем случае нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, то есть   признака организма, аллельные гены которого находятся только  в половых хромосомах XХ  или ХY.

Закон  сцепленного  наследования  неаллельных генов   Т.Моргана  применяется  в задачах по генетике для 

генов, находящихся в обычных аутосомных хромосомах, поэтому имеющих одинаковое наследование у мужских и женских особей.

Хорошо бы уяснить и то, в чем  закон  сцепленного наследованияТ.Моргана является  противоположностью третьему закону независимого наследования признаков Г.Менделя:  

а) по третьему закону Менделя во втором поколении от скрещивания дигетерозигот (AaBb x AaBb) образуется каждым из родителей с равной вероятностью (по 25%) по четыре сорта гамет AB, Ab, aB, ab.

б) по закону сцепленного наследования Моргана  от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будет образовываться  с равной вероятностью (по 50%) всегопо два сорта гамет. Только AB и ab или Ab и aB (в зависимости от того какие аллели генов с какими являются сцепленными).

Итак,  в задачах на сцепленное наследование надо определить какое   потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, то есть относятся к одной группе сцепления.

                                                А в чем проблема то

Поскольку анализируемые признаки в этом типе заданий относятся к одной группе сцепления,  онии должны наследоваться по закону Моргана сцеплено или совместно.

Да, действительно, чаще всего так и происходит, но как вы помните, при образовании половых клеток в профазе I мейоза может происходить кроссинговер (обмен равноценными  участками гомологичных хромосом).

Да, интересен русский язык: пишу “может происходить“, подразумевая, что может и не происходить!

Так вот, с какой вероятностью возможен кроссинговер между  данными  в задаче парами анализируемых признаков, то есть с какой вероятностью  произойдет   нарушение закона ихсцепленного наследования, что приведет к образованию у дигетерозигот не только двух пар основных гамет (как должно быть без кроссинговера), а дополнительно еще двух пар кроссоверных гамет (всего образуется четыре сорта гамет как-будто по Менделю, но не в равном соотношении) – это и предстоит определить.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме сцепленного  наследования, разберем подробно решения нескольких  задач.

            Очень важно помнить всего лишь следующее правило Т.Моргана:

вероятность нарушения сцепленного наследования или возникновения кроссинговера  между неаллельными генами одной группы сцепления при мейозе прямо пропорциональна расстояниюмежду ними в хромосоме.

Я бы, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно рекомендовал это правило воспринимать вранге закона, так как именно оно настолько универсально, что позволяет устанавливатьгенетические карты организмов и на нем построено решение почти всех задач по сцепленному наследованию. В последних учебниках биологии это правило даже не выделено курсивом?!

Таким образом, что получается? Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью  при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.

И  последнее, самое главное определение. Поскольку о расстоянии между неаллельными генами в хромосоме можно судить по частоте перекреста между ними, была введена единица измерениярасстояния между генами: 1 сантиморган – сМ (более старый термин морганида). 1 сМ равен 1% перекреста.

                               Задача 1. На сцепленное наследование с кроссинговером

У человека гены А и В локализованы в аутосоме и растояние между ними 8 морганид. Какая вероятность рождения ребенка с генотипом и фенотипом матери, если ее генотип  Аb//аВ, а генотип  супруга  аb//аb.

Без кроссинговера генотип матери  способен образовать только такие гаметы как: Аb и аВ.

Поскольку указано расстояние между ними равное 8 морганидам, то это значит, что мы должны решать эту задачу с возможным протеканием кроссинговера. Кроссинговер обеспечит с вероятность 8% появление кроме основных гамет еще и рекомбинантных (кроссоверных) таких какАВ и аb.

Поскольку генотип отца  гомозиготен по обоим признакам, то он образует хоть без кроссинговера, хоть с кроссинговером всего один «сорт» гамет аb.

Таким образом, мы получим потомков:  Аb//аbаВ//аb по 46%, и АВ//аb,  аb//аb по 4%, то есть вероятность рождения ребенка гетерозиготного по обоим признакам как мать АаВb равна 4%.

                                        Задача 2. Про бабочек с кроссинговером

У бабочки-парусника ген, обуславливающий окраску тела, и ген, контролирующий наличие выступа на крыле, являются доминантными и расположены на расстоянии 6 морганид. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки и неокрашенного самца без выступа на крыле?

Сказано, что доминантные аллели разных генов  окраски тела самки бабочки (обозначим А) и формы края крыла (обозначим В) находятся в одной хромосоме.

Так как ещё известно, что она гетерозиготна по обоим признакам, значит в другой, гомологичной этой хромосоме, у неё „сидят“ рецессивные аллели этих двух признаков ав.

Про самца сказано, что он был с фенотипически рецессивным по  обоими изучаемым признакам.

Итак, нам известны генотипы самки и самца бабочки парусника: АВ//ав  и ав//ав. Самка без кроссинговера производит такие гаметы: АВ и ав (их будет образовываться при мейозе 94%). Самец — только ав (хоть с кроссинговером, хоть без кроссинговера — он ведь гомозиготный).

Кроссинговер обеспечит образование самкой при мейозе еще 6% вот такихрекомбинантных гамет: Ав и аВ.

Потомство: АВ//ав и ав//ав (47% цветных с выступом на крыле — как исходная самка и 47% неокрашенных без выступа — как исходный самец).

Ав// иаВ//ав (3% цветных без выступа и 3% неокрашенных с выступом на крыле).

                                        Задача 3. Разводим кроликов (с кроссинговером)

У кроликов рецессивный ген белой пятнистости (голландские кролики) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный волосяной покров ангорского типа. Кроссинговер на этом участке составляет 14 %.

Гомозиготного длинношерстного пятнистого кролика скрестили с особью дикого типа.

Какие фенотипы, и в каком соотношении должны иметь место в случае возвратного скрещивания гибридов первого поколения с голландским длинношерстным кроликом?

Обозначим:

А — однотонный  окрас шерсти (дикий тип), В — нормальная (короткая)  длина шерсти (дикий тип);

а — пятнистый окрас (голландский кролик), b — длинная шерсть (ангора).

P: ab//ab    x    AB//AB

G:….ab…………….AB

В этом первом скрещивании мы видим, что возможный кроссинговер  при мейозе (образовании гамет) ни у одной из родительских форм (они обе дигомозиготы) не вызовет образования каких-либо новых рекомбинантных гамет: будут гаметы только ab и AB.

F1: .. AB//ab (все потомки в F1 получились дикого типа с однотонным окрасом и короткой шерстью, но уже дигетерозиготные). 

Возвратное (обратное скрещивание с одним из родителей) скрещивание полученного гибрида с пятнистым длинношерстным даст:

P: AB//ab    x     ab//ab

G: AB, ab………….ab  (такие гаметы  образуются без кроссинговера их 86%)

F2:  AB//ab, ab//ab, соответственно, таких однотонных короткошерстных и пятнистых длинношерстных  потомков будет рождаться по 43%.

В результате кроссинговера первый организм образует еще и такие рекомбинантные гаметы как: Ab и aB, поэтому появятся еще с вероятностью 14 % кролики вот с такими генотипами: Ab//ab и aB//ab, то есть однотонные с длинной шерстью и пятнистые с короткой шерстью по  7%.

Источник: https://www.sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika/principy-resenia-zadac-na-sceplennoe-nasledovanie

Хранитель порядка
Добавить комментарий